вернуться на предыдущую страницу
вернуться на предыдущую страницу
ФЛОТ ЕЩЕ НА МЕЛИ







Советская Россия

ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ, АДМИРАЛ В.П. КОМОЕДОВ: "ВЫХОД ЭСКАДРЫ В ОКЕАН - НЕ ПОВОД ДЛЯ САМОУСПОКОЕНИЯ"

В состав фракции КПРФ в Государственной Думе по итогам выборов 2 декабря 2007 года вошел адмирал Владимир Петрович Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом. Он энергично работал, проведя сотни встреч с избирателями Ленинградской области, и по праву завоевал для КПРФ депутатский мандат.
Однако нам особенно интересно мнение В.П. Комоедова по поводу процессов, происходящих на флоте. Тем более что ныне в прессе стоит восторженный шум вокруг выхода единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов" во главе эскадры Северного флота сначала в северную Атлантику, а затем в Средиземное море, где к ней присоединился ракетный крейсер "Москва" с Черноморского флота. Дело, конечно, хорошее. Но не является ли этот поход очередной попыткой подлакировать бедственное состояние флота и предвыборным ходом, призванным показать неиссякаемую заботу верхушки Российской Федерации о военных моряках. Об этом разговор нашего корреспондента с адмиралом В. Комоедовым.
- Владимир Петрович! Как вы оцениваете поход российских боевых кораблей в Атлантику?
- Прежде всего, должен сказать, что я очень рад за матросов, офицеров и адмиралов, которые получили возможность совершить дальний подход. Всей своей флотской душой я их искренне поздравляю! Флот должен быть в море. Он не должен стоять у стенки в базе. И поэтому выход в океан - это большое событие для любого моряка. Матросы и офицеры получают неоценимую возможность заниматься реальной боевой учебой. Они обретают такие навыки, которые, стоя у стенки, получить невозможно. В этом смысле я оцениваю этот поход, как очень важный для поддержания боеготовности Российского флота.
Другое дело - шумиха, поднятая вокруг него. Я бы выделил два элемента. Всячески подчеркивается масштабный характер этого похода и тот факт, что это якобы первый такой поход. Вот это - совершенно неверно. Такие походы совершались и раньше. В 2003 году ходили в Индийский океан БПК "Маршал Шапошников" и "Адмирал Пантелеев" с Тихоокеанского флота и наш, черноморский крейсер "Москва". Да и авианосец "Адмирал Кузнецов" ходил в Средиземное море раньше, в 1996 году. Хотя из-за поломки силовой установки дело чуть было не закончилось катастрофой. Выход целой эскадры ВМФ России в Средиземное море должен был состояться еще несколько лет назад. Однако из-за трагедии с подводной лодкой "Курск", которая должна была входить в состав средиземноморской эскадры, поход был отложен, и, как мы видим, слишком надолго.
- А почему вы считаете, что шум вокруг масштабности нынешнего похода преувеличен?
-Так ведь тогда, в 2000 году, готовилась еще более мощная группировка, в состав которой должен был, помимо авианосца и судов обеспечения, входить еще и тяжелый ракетный крейсер "Пётр Первый". В принципе, в состав нынешней корабельной ударной группировки (КУГ) должна бы входить еще и группа ракетных и многоцелевых подводных лодок.
Чтобы вы лучше понимали, что такое современная корабельная ударная группировка, в нескольких словах расскажу, что представляет собой авианосная ударная группа (АУГ) ВМФ США. У них оборона авианосца, являющегося центром АУГ, обеспечена на расстоянии в полторы тысячи километров. В состав группы входят 4-5 судов непосредственного прикрытия авианосца, корабли оперативного прикрытия, которые располагаются дальше, палубная авиация, авиация наземного базирования. Это десятки судов. А у нас выходит авианосец и два больших противолодочных корабля. И все. Чем тут хвалиться? Пока у океана мы в гостях. Хозяева там другие.
Конечно, еще раз подчеркиваю, очень хорошо, что эта эскадра вообще вышла в океан и в Средиземное море. Но это только шаг к возрождению нашего океанского флота.
-Но вот провели боевые стрельбы в Атлантике. Куда как хорошо!
-Тут много неясного. Я могу лишь ориентировать на то, что видел в телерепортаже. Там показали старт ракеты. А куда она пошла, поразила ли цель, и какую цель, на какой дистанции - ничего не ясно. Те, кто организует освещение этого похода, должны понимать, что телерепортажи смотрят не только дилетанты, но и профессионалы. Ракета должна лететь не до горизонта (чтобы всплеск от ее падения схватила телекамера), а на сотни километров, чтобы отработали все ее системы. Вот тогда польза от пуска ракеты будет реальная. А я бы еще организовал дело таким образом,  чтобы  пущенную противокорабельную ракету атаковали истребители с авианосца. Для них ведь это прекрасная возможность попрактиковаться на настоящей цели!
-Наша эскадра находится в Атлантике и Средиземноморье несколько недель. Она все время в море. Ведь наш флот, в отличие от 6-го американского, который располагает превосходной сетью баз на всех берегах Средиземного моря, все свои базы давно утратил.
-Это действительно так. Но не совсем. Мы сохраняем пункт базирования в Тартусе (Сирия). Нас оттуда много раз пытались выдавить. Когда я был командующим Черноморским флотом, мне из Москвы достаточно прозрачно намекали, чтобы я закрыл эту базу. Мол, из Камрани во Вьетнаме ушли, из Лурдеса на Кубе ушли. Вот, дескать, нужно и от Тартуса отказываться. А то денег нет. А я, наоборот, занимался ремонтом и оснащением этой базы. Иногда отрывая силы и средства от Севастополя. Направлял туда плавбазы и плавмастерские для ремонта причальных стенок. Ибо был убежден, что наш флот рано или поздно вернется в Средиземное море и пункт базирования в Сирии нам еще очень понадобится.
То есть Сирия для нас - не только один из важных политических союзников на Ближнем Востоке, но и страна, оказывающая реальную помощь в смысле обеспечения нашего военно-морского присутствия в Средиземноморье?
Именно так. Ведь в Сирии экипажи наших боевых кораблей имеют возможность производить ремонт, заправляться водой, получать продовольствие и медицинскую помощь, иметь устойчивую связь и дипломатическую поддержку, не возвращаясь в Севастополь, не уходя из района наших морских операций. Так что значение дружественных отношений с Сирией для нас, по крайней мере, с точки зрения интересов Военно-Морского флота России, трудно переоценить.
Надо же понимать, что Средиземное море - это не один из многочисленных участков Мирового океана, а район, где сходятся три континента - Азия, Европа и Африка. Россия несколько веков активно действовала в этом районе, в том числе силами своего военного флота. Негоже нам терять эти славные традиции. Кстати, если бы наш флот оставался в Средиземном море, то некоторые события на юге Европы, по-видимому, развивались бы по-иному.
- А что вы имеете в виду?
- Я имею в виду, прежде всего, агрессию США и их союзников по НАТО против Югославии. Конечно, я в бытность командующим Черноморским флотом отправил туда наше разведывательное судно. За счет полученной с него информации мы предупреждали о ракетных атаках и бомбардировках городов и поселков наших сербских братьев заранее, минут за 30-40 до удара, что позволяло укрывать людей и технику. Но сделать можно было и больше.
- А что можно было бы сделать, даже имея в Адриатическом море наши боевые корабли?
Мы ведь не пошли бы на столкновение с флотами НАТО!
-Так нам и не надо было вступать в прямое столкновение. Мы могли бы просто патрулировать вдоль берегов Югославии, занимаясь слежением за натовским флотом и, при необходимости, сбивая крылатые ракеты НАТО, запущенные по Югославии. Мало кто знает, что Военно-Морской Флот - единственный вид Вооруженных сил, в котором командир корабля может принять решение на применение оружия самостоятельно, без запроса вышестоящего командования. Командир корабля имеет право это делать в целях самообороны, если он усматривает угрозу атаки на свой корабль. А это может быть выход иностранного корабля на боевой курс и, тем более, пуск крылатой ракеты. Наши корабли имеют сильные системы противовоздушной обороны. Это "Форт" - морской аналог системы С-300, это системы ближнего и среднего радиуса действия, это зенитная артиллерия.
-Итак, выход эскадры в Атлантику явно не может считаться свидетельством полного благополучия дел на флоте. Какие первоочередные проблемы флота вы видите сейчас?
- Прежде всего, тревожит резкое сокращение числа боевых кораблей и судов обеспечения, а также их удручающее техническое состояние. Сейчас в ВМФ России нет ни одного корабля, не имеющего ограничений по эксплуатации по тому или иному параметру. Это - не вина моряков. Это неспособность государства обеспечить ремонт еще сохранившихся кораблей. Что такое современный боевой корабль? Это не просто корпус с той или иной начинкой. Это сложнейшая система. Это целый современный город. Там все виды топлива, все виды оружия - торпедное, ракетное, артиллерийское, радиотехническое. Там же пекут хлеб и варят борщ, там же отдыхают. И такая сложнейшая система должна работать, как часы. Неисправность одной части выводит из строя все остальные.
Эта проблема хорошо известна. О ней сейчас много говорят. В том числе и на самом высоком уровне. Правда, больше говорят, чем делают. Ведь почти двадцать лет разрушали и фактически ничего не строили. В одночасье развернуть процесс от разрушения к созиданию невозможно. Создание океанского флота требует напряжения всей страны и многих лет упорного труда. Тут о шапкозакидательских настроениях говорить не приходится, ибо и шапок не хватает.
Возьмем тот же авианосец "Адмирал Кузнецов". Он не должен стоять в Заполярье. Он для этого не приспособлен. Поэтому он все время находится "на грани". Да и ни одна страна в мире не держит авианосцы так далеко на севере. Это корабль для южных морей. Но для этого нужно иметь базы в южных морях...
Гораздо менее известна проблема кадров. Флот, можно сказать, обезлюдел. Младшие офицеры не жаждут служить. И бытовые условия тяжелейшие, и выходов в море практически нет. То есть, теряется смысл морской службы. А высший командный состав один из бывших Главкомов ВМФ так разогнал (все боялся, что его подсидят), что в опытных адмиралах, подготовленных для того, чтобы командовать флотами, сильная нехватка.
Россия - это морская держава. И останется ею! Кто бы нам из бывших союзных республик ни изменял. Для подтверждения этого статуса нужна малость. Первое - постоянно действующий, сбалансированный по составу и состоянию флот. Второе - обученные и воспитанные в государственном духе высокопрофессиональные кадры моряков. Третье - передовая экономика, которую Россия вполне может иметь на основе богатейших природных ресурсов. Ну, а главное - бережное, отеческое отношение к людям. Тогда и все остальное приложится.

Используются технологии uCoz